МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДОШНОГО СПОРТА (МФГС)

СОДЕРЖАНИЕ

Игра в городки

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

Городошные фигуры

  1. Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:
    ПушкаВилкаЗвезда
    1. Пушка2. Вилка3. Звезда
    СтрелаКолодецКоленчатый вал
    4. Стрела5. Колодец6. Коленчатый вал
    АртиллерияРакеткаПулеметное гнездо
    7. Артиллерия8. Ракетка9. Пулеметное гнездо
    РакЧасовыеСерп
    10. Рак11. Часовые12. Серп
    ТирСамолетПисьмо
    13. Тир14. Самолет15. Письмо
  2. В партии из 10 фигур для младших юношей, фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:
    1. Пушка
    2. Вилка
    3. Колодец
    4. Стрела
    5. Артиллерия
    6. Серп
    7. Пулеметное гнездо
    8. Самолет
    9. Тир
    10. Письмо
  3. Все фигуры, кроме "Письма", ставят на середине лицевой линии, не выходя за пределы "города", в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (приложение № 2).
  4. Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "города" до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла "города" (для играющих левой рукой).
  5. Фигура "Серп" для играющих левой рукой устанавливается в левой половине "города" в зеркальном отражении.
  6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.

Оборудование, инвентарь

Городошная площадка и ее оборудование

  1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.
    Городошная площадка
  2. Оборудование городошной площадки:
  3. Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для взрослых) и 6.5 м (для детей и подростков до 15 лет). Разметка Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо"), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии - 6.5 м.
    Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.
    "Город" - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
    "Пригород" - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей "города". По центру "пригорода" на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.
  4. Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.
  5. Листы, на которых размечаются два "города" с "пригородами", должны иметь размер не меньше 8.0 х 3.5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте "города" или "пригорода", не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.
  6. Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий <города> с учетом того, что ширина ограничительных линий <города> и боковых линий <пригорода> входит в размеры <города>, <пригорода>, а ширина ограни-чительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.
  7. Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

Городок

Городок может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат сстороной 45-47 мм , длиной 200 +- 1 мм. Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких-либо полостей. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными.
Городок

Бита

Бита представляет собой круглый стержень длиной не более метра, произвольного диаметра. Бита собирается из вставок, втулок, Бита концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно-слоистого пластика или из кизила. Ручки - из текстолитовых стержней или из кизила, втулки из стальной цельнотянутой трубы. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки. Вставки должны плотно соединяться с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Расстояние от края втулки до места крепления - 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений.
Для массовых соревнований допускаются биты из твердых пород древесины любой конструкции, обеспечивающей безопасность.

Виды соревнований

  1. Соревнования делят на: Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением о соревнованиях.
  2. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
  3. В командных соревнованиях участники выступают командами. Состав команды и порядок проведения игр определяется Положением.
  4. В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном первенствах. Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками команд в личном первенстве, или по сумме очков, набран-ных и в личном, и в командном первенствах.

Способы проведения соревнований

Личные и командные соревнования могут проводиться: Количество партий, выбиваемых фигур, а также порядок постановки фигур определяется Положением.

Участники соревнований

1. Возраст участников.

  1. В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:
  2. Дети и подростки играют с расстояния 6.5 м - кон и полукон.
  3. Юноши, юниоры и взрослые играют с расстояния 6.5 м - полукон и 13 м - кон. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.
  4. Для участия в соревнованиях городского уровня и выше каждый игрок должен иметь справку о допуске к соревно-ваниям, подписанную врачом и заверенную его личной печатью или печатью медицинского учреждения. Необходимость предоставления справки определяется Положением.
  5. Участники соревнований из младших возрастных групп могут быть допущены к соревнованиям в старших возраст-ных группах с разрешения главного судьи при соответствии их технической подготовки уровню соревнований.

2. Форма одежды.

  1. Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.
  2. Игроки команд должны быть одеты в единую спор-тивную форму с соответствующей эмблемой. Каждый игрок коман-ды должен иметь на спине порядковый номер, под которым он записан в протоколе. Номер должен быть различим с любого рас-стояния в пределах площадки.
  3. Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету, или знак "капитан".

3. Тренер (представитель).

  1. Организации, участвующие в соревнованиях, назна-чают тренера (представителя) команды.
  2. Тренер является руководителем команды. Он несет ответственность за соблюдение спортивного режима, дисциплину, четкое выполнение спортсменами Правил и Положения о соревновании.
  3. Тренер участвует в жеребьевке , присутствует на сове-щаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с представителями.
  4. Во время игры тренер имеет право находиться при команде.
  5. Тренеру запрещается вмешиваться в действия судей на площадке.
  6. Тренер (представитель) или собрание тренеров не могут подменять собой судейскую коллегию и принимать решения, касающиеся проведения соревнований, если эти решения будут противоречить Правилам, Положению или последним решениям президиума (исполкома) федерации.

4. Капитан команды.

  1. В каждой команде один из ее игроков избирается капитаном команды.
  2. В отсутствие тренера руководителем команды явля-ется ее капитан. Он один имеет право обращаться к судье. Капитан несет ответственность за дисциплину в команде во время игры.
  3. Капитан команды следит за последовательностью установки фигур и очередностью выхода игроков в каждом заходе.
  4. Если капитан команды покидает площадку, то он сообщает судье номер и фамилию игрока, который в его отсутствие будет выполнять функции капитана команды.

5. Права и обязанности участников соревнований.

  1. Участники соревнований имеют право:
  2. Участники соревнований обязаны:

Судейская коллегия

1. Состав судейской коллегии

  1. Для проведения соревнований назначается судейская коллегия в составе главного судьи, одного или нескольких заместителей, главного секретаря, судей и секретарей.
  2. Для проведения игры между двумя командами или личных соревнований назначаются судья и секретарь.
  3. При проведении соревнований международного и национального масштаба может назначаться главная судейская коллегия. Состав главной судейской коллегии утверждается организацией, проводящей данные соревнования, по пред-ставлению Федерации или коллегии судей.
  4. В состав главной судейской коллегии входят:
  5. Главная судейская коллегия работает под руко-водством главного судьи. На своих заседаниях она рассматривает вопросы организации и хода проводимых соревнований.

2. Главный судья

  1. Главный судья обеспечивает проведение соревнований в полном соответствии с Правилами и Положением. Он обязан:
  2. Главный судья имеет право:
  3. Выполнение распоряжений главного судьи обязательно для всех участников соревнований.

3. Заместитель главного судьи

  1. Заместитель главного судьи отвечает за проведение соревнований на порученных ему участках. В отсутствие главного судьи выполняет его обязанности.

4. Главный секретарь

  1. Главный секретарь обязан:
  2. Главный секретарь имеет право подписывать финансовые документы и финансовый отчет о соревнованиях.

5. Судья-инспектор

  1. На официальные соревнования по представлению коллегии судей президиум (исполком) федерации назначает судью-инспектора с целью:
  2. Судья-инспектор в случае грубых нарушений при проведении соревнований имеет право отстранить главного судью и выполнять его функции.
  3. Судья-инспектор подотчетен президиуму (исполкому) федерации.
  4. В случае отсутствия на соревнованиях судьи-инспектора, функции контроля за проведением соревнований возлагаются на одного из участвующих в проведении соревнований членов президиума (исполкома) федерации.

6. Судья-информатор

  1. Судья-информатор обязан:

7. Судья

  1. Судья непосредственно организует игру и руководит ее проведением на площадке. Он обязан:
  2. В каждый момент игры судья выбирает такое место, с которого он может ясно видеть правильность постановки фигуры, приземление биты, а также движение и остановки городков после удара.
  3. После выхода участника на кон или полукон, убе-дившись в правильности постановки фигуры и в том, что бросок никому не будет угрожать, судья дает свисток на выполнение броска. Судья дает два коротких свистка, если бросок считается <потерянным>, и три коротких свистка - при нарушении целостности фигуры до броска.
  4. Судья не должен:

8. Секретарь

  1. Секретарь до начала игры записывает в протокол данные о месте и характере соревнований, дату и время начала игры, фамилии участников, наименование команд, фамилии и категории судей, составы команд, количество фигур в партии.
  2. Во время игры секретарь ведет протокол сорев-нований, фиксирует объявленный судьей результат броска.
  3. Результаты бросков секретарь записывает в протоколе следующим образом: выбитые городки - цифрой, соответствующей их количеству. <Потерянный> бросок - знаком умножения (<х>). В командных играх, номер игрока - цифрой.
  4. В командных соревнованиях секретарь записывает в протокол номер игрока, совершающего броски, следит за очередностью выхода игроков.

9. Комендант соревнований

  1. Коменданту подчинен технический персонал, обслу-живающий соревнования. В обязанности коменданта соревнований входит:

10. Врач соревнований

  1. Врач соревнований обязан:

Правила и порядок

1. Разминка

  1. Перед началом игры участникам (командам) предоставляется десяти (тридцати) минутная разминка.
  2. Во время разминки судья информатор сообщает сведения о командах (спортсменах), их турнирном положении, достижениях в прошлых соревнованиях и рекордах.
  3. Перед началом игры (до окончания разминки) тренеры или капитаны команд должны заполнить протокол и поставить свои подписи.
  4. Перед началом игры (до окончания разминки) тренеры или капитаны команд должны заполнить протокол и поставить свои подписи.
  5. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.

2. Построение и порядок проведения игры

  1. После окончания разминки судья и участники выстраиваются за территорией площадок, после чего организованно выходят на площадку и становятся на задней линии "города" лицом к зрителям, Место между командами занимает судья.
  2. Судья - информатор (судья) представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
  3. При выходе на построение и во время игры участники должны нести биты в одной руке.
  4. Игру начинает команда (участник) правого <города>, далее соперники выполняют броски поочередно, используя в каждом выходе по две биты.
  5. Состав команды и количество участников, играющих в одном заходе, определяется Положением. Очередность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз.
  6. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура <Письмо> выбивается только с кона.
  7. После окончания партии команды (участники) выстра-иваются вдоль боковых линий <городов> лицом друг к другу и после объявления результата, по сигналу судьи, меняются <городами>.
  8. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
  9. Игроки обязаны выходить на кон или полукон и возвращаться через боковые линии.
  10. Опоздавший игрок может вступить в игру, уведомив судью, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого записана в протокол, не имеет права покидать площадку без разрешения судьи.
  11. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих <городов>.
  12. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день соревнований.
  13. В командных играх в решающей партии, после выбивания одной из команд фигуры <Артиллерия>, команды меняются <городами>. При этом до перехода обе команды должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой <горо-дов> в решающей партии у игрока осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой. После перехода коман-ды ставят в своих <городах> очередные фигуры или городки, невыбитые перед сменой <городов> (в том же положении) и про-должают партию. Если игрок команды левого <города> выбил (добил) фигуру <Артиллерия> первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает следующий игрок этой же команды.
  14. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются <потерянными>.
  15. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьевки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре игроки распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются жеребьевкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.
  16. Если один из участников личных соревнований закончил свою партию раньше, то он ждет, пока соперник закончит свою. При этом ему разрешается выполнять разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение необходимо теоретически не менее пяти бит или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются <городами> и отставший соперник завершает партию, после чего начинает новую.
  17. Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, биту возвращают и бросок выполняют повторно.
  18. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.
  19. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
  20. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму (более, чем на половине длины) и большая его часть осталась в городе или пригороде, бита возвращается, фигура или положение городков восстанавливаются.
  21. Если у команды, играющей в левом <городе>, теоретически не хватает бит для окончания партии, то игра в этой партии прекращается.
  22. Если игрок, играющий левой рукой, сделал промах по фигуре <серп> или <письмо> и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
  23. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
  24. В соревнованиях детей и подростков городки, вы-катившиеся к штрафной линии на расстояние менее 40 см, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии по центру <пригорода>. В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально. 6.2.25. За нарушение Правил участник получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он (команда) наказывается лишением броска (непроизведенный бросок считается <потерянным>).
  25. За неспортивное поведение участник удаляется судьей до конца игры, а главным судьей - до конца соревнований. 6.2.27. По окончании встречи судья выстраивает игроков вдоль задних линий <городов> лицом к зрителям. После объявления результатов игроки и судья обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.

3. Выбитый и невыбитый городок

  1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы <города> или <пригорода> в любом направлении, кроме штрафной зоны.
  2. Городки (городок), выкатившиеся за пределы <города> и <пригорода> и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.
  3. Положение городка, остановившегося рядом с границей <города> и <пригорода> с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются, городок считается выбитым.
  4. Положение городка, задевающего при вращении линии <города> или <пригорода>, определяется после полной его остановки.
  5. Городок, вкатившийся в <пригород> на расстояние менее 20 см от штрафной линии или закатившийся за нее, устанавливается на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра <города>, если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу.
  6. Городок (городки), коснувшиеся покрытия над штрафной зоной, также ставятся на штрафную отметку. Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиеся в <пригород> на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в <пригороде>, мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.
  7. Городки, выкатившиеся в <пригород>, но не дошед-шие до штрафной отметки, остаются в занятом положении.
  8. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры <Письмо>, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком, независимо от количества выбитых городков.
  9. Если выбитый городок, вернувшийся в пределы <города> или <пригорода>, помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита.
  10. Если городок, изменивший направление движения на противоположное внутри "города" или "пригорода", помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита.
  11. Если два городка сталкиваются в <городе> или <пригороде> и после этого расходятся, то фиксируется их оконча-тельное положение.
  12. До объявления результата броска запрещается:
  13. Если возвратившийся в <город> выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его положение, то последний возвращается в прежнее положение. В этом случае бита игроку не возвращается, а возвратившийся в город выбитый городок убирают.

4. "Потерянный" бросок

  1. Бросок считается <потерянным>, а расположение городков восстанавливается, если:

5. Выигрыш партии и конечный результат игры

  1. Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной. Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очередность выхода игроков, то:
  2. Игра выиграна одной из команд, если:

Определение результатов

  1. В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
  2. В соревнованиях, проводимых по круговому способу, места команд определяются по количеству набранных очков. Количество очков, начисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве суммы очков у нескольких команд победитель определяется:
  3. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничейном счете победитель определяется в дополнительной партии до первого полученного преимущества одним из участников (одной из команд).

Упрощенные правила

Массовые соревнования в коллективах физкультуры, мо-лодежных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя можно по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

Источник: Международная федерация городошного спорта.